Росточек

понедельник, 30 августа 2010 г.

Занковская система - что это?


В основе дидактической системы Л.В. Занкова лежит идея оптимального общего развития всех детей - так сильных, так и слабых. Для реализации этой идеи разработаны содержание образования (определяемое целостной широкой картиной мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, на основе непосредственного познания действительности и познания себя) и особые педагогические принципы.

С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом); 3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); 4) осознание школьниками процесса учения; 5) развитие всех учеников независимо от уровня их школьной зрелости.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Одно из основополагающих требований новой дидактической системы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Характер трудности в основном очерчен самостоятельным открытием "теоретических закономерностей", что подчеркивается еще одним требованием системы - принципом ведущей роли теоретических знаний. Под трудностью в системе Л. В. Занкова понимается напряжение интеллектуальных и духовных сил ученика, интенсивность мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного материала, а путём широкого привлечения анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.Главная идея этого принципа заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

Мера трудности конкретизируется в программах, учебниках, пособиях, методах и приемах обучения. Трудность теоретического познания заключается в самостоятельном открытии школьниками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи.
Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, являясь ведущим, в то же время неразрывно связан с другим требованием системы - быстрым темпом прохождения программного материала. Это требование имеет не столько количественную, сколько качественную характеристику. Быстрый темп прохождения учебного материала вызывает своеобразные процессы умственной деятельности детей в овладении этим материалом.

При закреплении материала у детей не создается впечатления, что они воспроизводят пройденное, так как они рассматривают изученные понятия в совокупности с другими прежде изученными или новыми понятиями. Часто "знакомое" понятие рассматривается как бы под другим углом зрения и на другом материале.

Процесс овладения знаниями и навыками в известной мере становится объектом осознания школьников. В процессе выполнения заданий школьник осознает, как связаны между собой усваиваемые знания, каковы разные механизмы овладения правописанием или вычислительными операциями, каков механизм возникновения ошибок и их предупреждения, как можно проконтролировать себя. Это есть принцип осознания школьниками процесса учения.

Поле действий всех вышеперечисленных принципов уточняют пятый принцип - целенаправленная и систематическая работа учителя над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

Нейрофизиологи считают, что принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей – правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий